Мощность усилителей и сопротивление колонок

С ростом популярности стерео в 90-х годах производители электроники начали преувеличивать номинальную мощность своих усилителей. Все это делалось для привлечения покупателей. Например, усилители с номинальной мощностью 30 Ватт на канал рекламировались, как имеющие «240 Ватт полной музыкальной пиковой мощности». Во избежание недоразумений параметр выходной мощности усилителей нужно было как-то стандартизовать. В 1974 году в Соединенных Штатах был разработан стандарт FTC (Federal Trading Commission – Федеральная Торговая Комиссия), который и должен был навести порядок в этой области.

Скромнее надо быть

Одним из рекомендаций (то есть фактически требований) стандарта FTC был «предварительный прогон» усилителя на 1/3 заявленной выходной мощности. Усилители должны были в течение часа отработать на 1/3 от мощности, указываемой в их характеристиках, и лишь затем можно приступать к измерению их характеристик. Определялась и частота входного сигнала для тестирования – 1000 Гц. Очевидно, разработчики стандарта полагали, что электронике требовался предварительный прогрев перед измерениями. Справедливости ради отметим, что он как правило действительно необходим для установления заданных параметров схем.

1.jpg
Ресивер Sherwood S-7100A один из лучших недорогих аппаратов своего времени

Однако проблема заключалась в том, что при работе в течение часа на 1/3 мощности усилители класса A/B (которыми в то время были практически все усилители) сильно нагревались, особенно при 4-омной нагрузке. Для того, чтобы аппарат мог стабильно работать на такую нагрузку при сохранении заявленной мощности, требовался более массивный радиатор, более мощный блок питания и выходные транзисторы с большим рабочим током. То есть усилитель получался более дорогим, а значит, менее конкурентоспособным на рынке. Разумеется, можно было просто указать более скромный показатель выходной мощности, ничего не меняя в конструкции аппарата. Например, популярный в начале 70-х годов интегральный усилитель Dynaco SCA-80 имел заявленную выходную мощность 40 Вт RMS на канал, но после принятия сертификации FTS она была снижена до 30 Вт. Стереоресивер Sherwood S-7100A мог выдавать 20-25 Вт на канал на 4 Ом в течение всего дня, Pioneer SX-424 и 525 начального уровня также вполне комфортно себя чувствовали с 4-омными колонками.

Колонки для вечеринок

Дело в том, что в 1970-х усилители и ресиверы должны были уметь работать с нагрузкой 4 Ом. Это было связано с тем, что акустика с таким сопротивлением была очень популярна на массовом рынке. Например, компания Advent хотела, чтобы у ее компактной модели Smaller Advent были такие же басы (до 40 Гц со спадом -3 дБ), что и у более крупных и дорогих Large Advent.

2.jpg
Акустика Advent Smaller – король студенческих вечеринок

Чтобы добиться этого, разработчики снизили резонансную частоту басовика колонки за счет увеличения массы его диффузора. Это сработало, но закономерно привело к снижению чувствительности. Small Advent требовалось много энергии от усилителя, чтобы обеспечить громкий звук, столь ценимой молодежью, основным покупателем такой акустики. В результате было решено сделать акустику 4-омной, а задачу ее прокачки возложить на усилитель. Разумеется, производители электроники не могли игнорировать этот факт и были вынуждены снижать заявленную мощность своих усилителей, измеренную в соответствии с FTC, сохраняя совместимость с 4-омной акустикой.

3.jpg
Интегральный усилитель Pro-Ject Stereo Box DS2 работает с 8 и 4-омной акустикой

Сегодня изготовители колонок научились добиваться от компактных колонок убедительных басов без существенного снижения их чувствительности и с сохранением 8-омного сопротивления. Поэтому современная недорогая электроника начального уровня обычно не рассчитана на работу с 4-омными колонками и имеет существенно более высокую номинальную выходную мощность, чем винтажные модели сравнимого класса. Только при переходе к моделям средней и высокой стоимости вы сможете использовать акустику с сопротивлением 4 Ом.


Поделиться: