Выбираем Hi-Fi усилитель

Если вы только приступаете к созданию своей первой настоящей Hi-Fi системы, то уже наверняка задумывались о приобретении для нее усилителя. На рынке представлено огромное количество моделей стереоусилителей – дорогих и дешевых, больших и маленьких, с минимальным набором функций и настоящих универсалов. Какой же усилитель выбрать?

Расставляем приоритеты

Пожалуй, стоит начать с приоритета параметров выбора. На первом месте, разумеется, будет стоимость конкретной модели. Не стоит брать кредиты или разорять копилку «на черный день» для покупки Hi-Fi усилителя - будем реалистами, музыка это всего лишь одна из сторон нашей жизни. Запланируйте на его приобретение сумму, которую можете относительно комфортно истратить, на влезая в долги (и помните, что вам еще придется покупать и другие компоненты для аудиосистемы), и оставьте запас процентов в 10-15 на всякий случай. Усилитель, как и акустика, наиболее «долгоиграющий» Hi-Fi компонент и, возможно, стоит потратить на его приобретение немного больше средств, чем планировалось изначально, если какая-то модель вам особенно понравится.

Собственно говоря, на этом лирическая часть нашего обзора заканчивается и можно перейти к более прозаическим вещам. Выбор усилителя на самом деле нужно вести в привязке к имеющимся (или уже определенным для приобретения) колонкам, так как от правильного согласования этих двух компонентов во многом зависит качество звучания системы. В вопросе выбора правильного сочетания «колонки + усилитель» уже сломано огромное количество копий, карандашей и клавиатур, и сказать что-то новое (как и устраивающее абсолютно всех) здесь уже, пожалуй, невозможно. Поэтому определим лишь основные моменты в этом сложном, но очень важном поиске.

1.JPG

Мощно и громко

Итак, есть хорошее общее правило, подтвержденное практикой - выбирать усилитель, который обеспечивает, по крайней мере, такое же количество мощности, сколько указано в качестве номинальной для колонки. А лучше выбирать усилитель, выходная мощность которого превышает этот показатель. Почему? Давайте разберемся.

Глядя на характеристики конкретной колонки, мы обязательно увидим некий параметр, измеряемый в Омах. Иногда его обозначают как «сопротивление», но с точки зрения электротехники его правильное название – импеданс. Разница состоит в том, что сопротивление есть величина, измеряемая при подаче на нагрузку постоянного тока, то есть и сама она является постоянной. Однако, как мы уже знаем, музыкальный сигнал представлен переменным током, который поступает от усилителя на колонку. И, в зависимости от частоты этого сигнала сопротивление колонки с точки зрения усилителя будет меняться – это и есть импеданс. На каких-то частотах его значение может становиться в два (и даже более) раз меньше заявленного в паспортных данных колонки значения, а значит, и нагрузка на усилитель пропорционально возрастет. И что бы в звуке не возникло искажений, последнему необходим запас по выходной мощности.

Значит ли это, что более мощный усилитель будет громче звучать? Скорее всего, да, но здесь есть нюансы. Громкость звука есть величина относительная, измеряемая в дБ и с мощностью связана нелинейно. И, кроме того, в этой формуле есть еще одна переменная величина – чувствительность акустики. Если пропустить всю физику, то можно сказать, что для получения равной громкости звука для менее чувствительной акустики требуется больше ватт от усилителя, чем для более чувствительной. А так как чувствительность тоже является относительной величиной и тоже измеряется в дБ, разница в громкости звука (при равных условиях) между колонками с чувствительностью, например, 87 дБ и 90 дБ будет почти двукратной. «Перевернув» эту формулировку, можно сказать, что колонкам с чувствительностью 87 дБ для достижения равной громкости потребуется в 2 раза больше Ватт от усилителя, чем для тех, которые обладают этим показателем в 90 дБ.

Но что же произойдёт, если усилителю не хватит мощности для работы системы на той громкости, которую пожелал установить меломан? В этом случае возникнет ограничение сигнала, особенно заметно проявляющееся на фронтах импульсных сигналов (удар барабана, гитарные рифы). В результате в звуке появятся искажения не только очень неприятные на слух, но и способные привести к повреждению колонок – вот почему считается, что менее мощные усилители опаснее для акустики, чем более мощные.

А как же ламповые модели, которые при сравнительно небольшой мощности звучат громко и мощно? Здесь есть две хитрости. Как правило, ламповые усилители включают с чувствительной акустикой (от 95 дБ и выше), то есть большая подводимая мощность для получения высокой громкости ей не нужна. А кроме того, лампа, как и транзистор, тоже ограничивает сигнал при превышении своих мощностных характеристик, но делает это красиво, без слышимых искажений. Это можно условно назвать компрессией – звук становится плотнее, менее детальным, но на слух он воспринимается вполне комфортно.

Существует и такой показатель, как запас по перегрузке, который опять-таки измеряется в децибелах. Если усилитель имеет запас по перегрузке в 3 дБ, то он способен удвоить свою выходную мощность на короткий период для неискаженной передачи импульсных сигналов (хотя в его характеристиках при этом может быть указана только номинальная выходная мощность).

Искажения, шумы и другие

Следующим параметром, на который необходимо обращать внимание при выборе усилителя, является уровень искажений. Принцип «чем меньше, тем лучше» здесь, конечно, работает на 100 процентов, но нужно понимать следующее. Для разных усилителей уровень искажений указывается при разном значении выходной мощности и, вполне возможно, что у одной модели этот показатель указан при 100 Ватт, а у другой такое же значение искажений обеспечивается уже при 150 Вт. В этом случае очевидно, что второй аппарат по параметрам все же выглядит предпочтительнее. С другой стороны, более важной может оказаться величина искажений на более реалистичной для домашнего прослушивания музыки выходной мощности – например, 10 или 50 Ваттах.

Те искажения, которые указываются в параметрах усилителей – как правило, гармонические. Кроме них существуют и другие, но они в спецификациях почти не встречаются. Например, пагубное влияние на звук оказывают интермодуляционные искажения, которые делают звуковую картину менее прозрачной и детализированной. Вы можете самостоятельно оценить их – если при воспроизведении оркестровой музыки или записей хора слышно отдельные инструменты и голоса – скорее всего, уровень интермодуляционных искажений усилителя находится на приемлемом уровне.

Еще один фактор, влияющий на качество звучания усилителя — это соотношение сигнал / шум, показывающее, насколько аудиосигнал по уровню превышает собственные шумы устройства. Чем больше это значение, тем лучше. То есть с помощью усилителя с соотношением сигнал/шум, например, более 85 дБ вы услышите даже самые тихие звуки (они не будут маскироваться шумами). Более высокие показатели соотношения сигнал/шум, которые можно видеть в спецификациях цифровых источников сигнала, выглядят, конечно, очень эффектно, но практического смысла для усилителей не имеют.

Коэффициент демпфирования нагрузки, также, к сожалению, указываемый не всеми изготовителями, показывает способность усилителя контролировать звучание колонок. Динамики в акустике превращают входной электрический сигнал в механические перемещения диффузоров, создающих звуковые волны, и очень важно, чтобы это происходило в точном соответствии с изменениями входного сигнала. Особенно заметно несогласованная работа акустики и усилителя проявляется на низких частотах, но страдают от нее и другие частотные диапазоны. В хорошем усилителе коэффициент демпфирования будет больше 20, а в очень хорошем – более 100. С таким усилителем «запоют» любые колонки.

В заключение же можно сказать, что даже идеальный с точки зрения заявленных технических характеристик усилитель нужно послушать перед покупкой и очень желательно именно через имеющиеся (или также намеченные к приобретению) колонки. И только после этого принимать окончательное решение о том, подойдет ли он именно вам.

Функции усилителя

Разумеется, выбранный усилитель должен обладать и определенным набором функций. Однако не будем забывать, что главной и основной задачей Hi-Fi усилителя является качественное усиление сигнала от источника и передача его в колонки. По этой причине иногда имеет смысл приобрести более «простой» усилитель (например, без встроенных ЦАП, фонокорректоров или Bluetooth), чем равную по стоимости, но более функционально оснащенную модель.


Доступный и качественный усилитель Pro-Ject Stereo Box S2, который можно дооснастить любыми внешними устройствами

Гораздо правильнее впоследствии дооснастить хороший Hi-Fi усилитель внешними устройствами (тем же ЦАП, например), чем мириться с посредственным звучанием аппарата с полным набором цифровых и аналоговых входов. Кроме того, не стоит забывать, что в большинстве случаев даже недорогие внешние фонокорректоры и ЦАП превосходят по качеству аналогичные встроенные схемы, особенно в усилителях среднего ценового диапазона. И хотя из любого правила есть свои исключения, представленные на рынке сейчас действительно высококлассные усилители с расширенным функционалом имеют довольно высокую стоимость.

Поделиться: