Мастеринг винила на половинной скорости — как это делается

1.jpg

Некоторые пластинки записываются с использованием мастеринга исходного материала на «половинной скорости». Такие релизы особенно ценятся среди меломанов. Зачем и как это делается рассказывает звукоинженер студии Abbey Road Майлз Шоуэлл.

— Майлз, что же такое мастеринг на половинной скорости?

— Это процесс изготовления винила, при котором станок для нарезки мастер-диска работает на половинной скорости. Для LP-альбома это будет 16 и две трети оборотов в минуту. Естественно, что и источник сигнала при этом работает на скорости, в два раза меньшей номинальной.

2.jpg
Amy Winehouse - Deluxe-издание

— И зачем это нужно?

— На пластинках содержится механическая, аналоговая запись музыки. Фактически, звуковые волны, которые создают динамики в колонках, и дорожка пластинки имеют одну и ту же форму. В целом это довольно грубая технология. Поэтому чем медленнее вы будете нарезать звуковую дорожку на пластинке, тем более высокое качество звука сможете получить. Например, вам надо записать сигнал с частой 10 кГц, что на самом деле не так уж и много. Но это 10 тысяч перемещений резца вперед и назад за 1 секунду, которые осуществляются благодаря прикрепленной к нему электромагнитной системе. Согласитесь, это довольно напряженная работа. Снизив скорость проигрывания исходной записи и скорость вращения пластинки вдвое, мы тем самым вдвое уменьшим и частоту перемещений резца. Как говорится, уже легче!

3.jpg
John Martyn — альбом Solid-Air

Качественный мастер-диск позволит получить и качественно записанную пластинку. И это вы сможете оценить на своем домашнем проигрывателе, даже самом недорогом. Даже на меня результат неизменно производит вау-эффект.

— Как ты увлекся мастерингом на половинной скорости?

— Я занимаюсь мастерингом с тех пор, как окончил школу — то есть уже 32 года. Тогда у моего отца был маленький музыкальный магазин, а у меня было несколько альбомов, записанных Mobile Fidelity Sound Labs на половинной скорости. Они звучали потрясающе. И я всегда говорил людям, с которыми работал: «Мы должны делать мастеринг на половинной скорости, это здорово!». Но они возражали: «О нет, это слишком сложно. Нужно перенастроить магнитофон, нужно изменить электронную схему, нужно переделать станок для нарезания мастер-диска. О, нет!».

Но 15 лет назад, когда я рассказал об этом одному коллеге со старой работы, он вдруг ответил: «А давай попробуем!». И мы провели простой тест, чтобы оценить качество звука такой пластинки. И хотя это была не самая качественная запись в мире, получившийся результат нам очень понравился. Позже я принес свои идеи на Abbey Road и убедил руководство приспособить один из станков для нарезания винила под половинную скорость записи. И они пошли на это.

— И как же происходит такая запись?

— Самое главное оборудование – это станок для нарезания мастер-диска. Мы используем станок Neumann, который модифицировали, чтобы он мог работать на половинной скорости. Вы же понимаете, что это не тот случай, когда можно просто нажать кнопку, чтобы диск вращался в два раза медленнее.

4.jpg
Marvin Gaye — Deluxe-издание

Например, RIAA коррекция подразумевает усиление высоких частот и снижение басов, а затем ваш фонокорректор возвращает все обратно. Однако при половинной скорости вращения диска вся частотная характеристика будет другой. Поэтому мы переделали схему эквализации исходного сигнала, да и в сам станок были внесены изменения, чтобы он работал также эффективно при половинной скорости вращения диска. А получившуюся пластинку можно было слушать на любом проигрывателе.

Кроме того, вся прелесть резки на половинной скорости в том, что она не вызывает большого стресса. Вы сидите и наблюдаете за тем, как все медленно происходит. Однажды я записывал саундрек Queen “Флэш Гордон» на половинной скорости. Это шесть или семь треков с общим оркестровым сопровождением, и вы должны знать, где нажимать кнопку между ними. Вот это довольно сложно, а все остальное просто.

5.jpg
Mike Oldfield - Deluxe-издание

— Сколько же времени уходит на такую работу?

— В четыре раза больше, чем обычно, потому что я не слышу, что делает режущая головка. Поэтому мы делаем контрольный диск, и я слушаю результат. Если меня все устраивает, отправляю его клиенту. Как только все будут довольны, мы повторим резку. Таким образом, каждый мастер-диск нужно фактически вырезать дважды, причем на половинной скорости.

— Что бы вы сказали тем, кто утверждает, что «мастеринг с половинной скоростью» — это просто еще один способ продаж переизданий?

— Послушайте сами. Большинство людей слышат разницу. Поверьте, я бы не сидел здесь час за часом, если бы это не работало. Если вы собираетесь посвятить чему-то 45 минут своей жизни, почему бы не постараться получить от этого максимальное удовольствие?

6.jpg
Rolling Stones Bundle

Вам не нужно иметь дорогую аудиофильскую систему, чтобы оценить качество звука пластинок, записанных на половинной скорости. Очевидно, что чем лучше ваш проигрыватель, тонарм и картридж, тем лучше звук вы получите. И прелесть этого еще и в том, что если вы будете правильно обращаться со своими пластинками, то через 10 лет, когда у вас будет более совершенный проигрыватель, чем сейчас, они будут звучать еще лучше, чем сегодня.


Поделиться: