Вопросы и ответы

Как правильно выбрать фонокорректор?
Для начала необходимо определиться, как вы планируете использовать проигрыватель винила. Если для прослушивания музыки время от времени, а в вашем распоряжении недорогая модель начального уровня, менять которую вы не планируете, то наилучшим выбором будет простой MM-фонокорретор (как в формате отдельного внешнего устройства, так и в формате встроенного в проигрыватель винила или активную акустическую систему). Если же винил для вас является серьезным увлечением, то стоит остановить выбор на универсальной модели, рассчитанной на подключение как MM, так и MC-картриджей. Далее – дело вкуса и размер бюджета планируемой покупки. В случае выбора универсальной модели стоит убедиться в возможности настройки ее входных параметров под различные картриджи. Так же не лишним будет наличие низкочастотного фильтра («рокот-фильтра»), который убережет систему от помех.
Как правильно подключить проигрыватель винила к аудиосистеме?
Сигнал, который вырабатывает головка звукоснимателя, имеет слишком малый уровень для прямой подачи на обычный линейный вход стереоусилителя или AV-ресивера. Кроме того, при записи на пластинку аудио сигнал подвергается специальной обработке (RIAA-коррекции), для получения исходного качества звука его также необходимо должным образом преобразовать. Эту задачу выполняет фонокорректор, без которого прослушивание пластинок невозможно.
Некоторые модели проигрывателей винила имеют встроенные фонокорректоры, но для большинства из них необходимо внешнее устройство. Фонокорректор может быть выполнен в виде отдельного блока, либо встроен в усилитель или в активные акустические системы. Встроенный фонокорректор удобнее и дешевле, но по качеству звучания часто может уступать отдельным устройствам.
Фонокорректоры, как и картриджи, бывают двух типов: MM или MM/MC, то есть рассчитанные на подключение или только MM-звукоснимателей, или универсальные, для обоих типов картриджей.
В чем состоит регулировка проигрывателя винила?
Проигрыватель винила, по сути, представляет собой чисто механическое устройство, конструкция которого нуждается в первоначальной настройке, а также в периодическом техническом обслуживании. В первую очередь, это балансировка тонарма, выполняемая с помощью перемещающегося грузика в задней части тонарма, снабженной специальной шкалой. Игла звукоснимателя должна оказывать строго выверенное давление на звуковую дорожку при воспроизведении пластинки. Превышение этого давления может привести к разрушению звуковой дорожки. Кроме того, отклонение этого давления от расчетных значений приводит к тому, что контакт иглы происходит со стенками канавки не в расчетных точках, а в каких-либо других, что вызовет появление искажений в воспроизводимом звуке.
Еще одна из важных настроек тонарма связна со скатывающей силой. При вращении пластинки на иглу звукоснимателя действует сила трения, которая направлена по касательной к звуковой дорожке в точке контакта с пластинкой. Скатывающая сила стремится повернуть тонарм к центру пластинки. В результате действия скатывающей силы игла звукоснимателя испытывает разное давление со стороны стенок звуковой канавки – более сильное со стороны внутренней стенки и менее – со стороны внешней, и уровень звука, а также его детальность и проработка в разных каналах могут отличаться. Чтобы этого не происходило, качественные проигрыватели оборудуются настраиваемыми компенсаторами скатывающей силы (антискейтингом), которые обеспечивают усилие равное по величине, но противоположно направленное по отношению к скатывающей силе.

Тонармы Pro -Ject оснащены всеми необходимыми настройками для обеспечения правильного позиционирования иглы звукоснимателя и обеспечения максимального качества воспроизведения музыки. Большинство проигрывателей Pro-Ject уже предварительно настроены на заводе и не требуют сложной дополнительной регулировки при первой установке.
Какие бывают головки звукоснимателей (картриджи)?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, в чем состоит задача головки звукоснимателя. Перемещаясь по канавке виниловой пластинки, этот элемент конструкции проигрывателя преобразует механические колебания иглы, расположенной в нем, в электрический сигнал, который затем подается на усилитель. Для этого все картриджи оснащаются электромагнитными системами и различаются как раз по принципу их работы. Если на конце иглы, расположенной на противоположной от находящегося в канавке пластинки алмазного наконечника, расположен магнит, который перемещается вблизи установленных в картридже катушек, то такая головка относится к ММ-типу (с подвижным магнитом). Если же на игле смонтированы катушки, а внутри картриджа находятся магниты – то это головка MC-типа. MM-звукосниматели вырабатывают сигнал большей амплитуды, что упрощает их подключение к различным предусилителям, в то время как MC-модели обычно имеют более качественное звучание за счет большей детальности и расширенного диапазона частот. Впрочем, MC-звукосниматели Ortofon с высоким уровнем выходного сигнала успешно объединяют достоинства обеих систем.
Что такое тонарм?
Тонарм представляет собой устройство позиционирования иглы звукоснимателя относительно звуковой дорожки. Тонармы могут иметь различную конструкцию, но наиболее распространенной является поворотная конструкция. Искусство производителя качественных тонармов состоит в том, чтобы их изделия обладали правильными резонансными характеристиками. Помимо этого, производитель должен позаботиться и о хороших виброгасящих свойствах самой трубки тонарма. Она ни в коем случае не должна передавать вибрации от шасси к подвижной системе звукоснимателя, а также должна быть достаточно жесткой для того, чтобы не оказывать собственного влияния на воспроизведение звука. Хорошими материалами здесь являются углеволокно (карбон) или алюминий, и совсем плохими – различные пластики. Тонармы различаются также по эффективной длине - расстоянию от вертикальной оси поворота до иглы. Стандартные значения этой длины составляют 9, 10 и 12 дюймов, 12-дюймовые тонармы дают наименьшую угловую погрешность, но их сложнее всего демпфировать, поскольку длинная трубка имеет склонность к повышенным резонансам.
Какие типы приводов используются в проигрывателях винила?
В зависимости от конструкции в современных проигрывателях винила привод, как правило, может быть прямым или пассиковым. В проигрывателях с прямым приводом диск насаживается непосредственно на вал электродвигателя. Такие проигрыватели весьма популярны у DJ, так как на диск передается максимальное усилие вращения, и он устойчив к подтормаживаниям (скретчингу). Наиболее распространенным в проигрывателях, относящихся к категории Hi-Fi, является пассиковый привод. При такой схеме электродвигатель соединяется с опорным диском с помощью специального пассика, изготовленного обычно из резины или реже из шелковой нити. Пассиковый привод позволяет погасить вибрации, источником которых является электродвигатель, и которые передаются на опорный диск через его вал в конструкции с прямым приводом. К тому же, в этом случае электродвигатель располагается на удалении от звуковой катушки звукоснимателя и не влияет на ее магнитное поле.
Все проигрыватели Pro-Ject имеют пассиковый привод для обеспечения наилучших характеристик звука.
Для чего на опорном диске нужен мат?
Мат (или коврик) дополнительно изолирует пластинку от механической системы проигрывателя. Изготавливаются маты из самых разных материалов – пробкового дерева, резины с повышенным содержанием свинца, синтетики и даже кожи. В некоторых случаях, например, если диск проигрывателя выточен из акрила, применение мата не рекомендуется. Считается, что из-за различных демпфирующих свойств различные маты вносят специфическую окраску в звучание проигрывателя, поэтому их подбор является одним из методов «тюнинга» (апгрейда).
Как влияет опорный диск на звучание проигрывателя?
Опорный диск винилового проигрывателя имеет очень большое значение для качественного воспроизведения, поскольку находится в непосредственном контакте с пластинкой.
Для стабилизации скорости вращения диска большинство производителей высококлассных проигрывателей, включая компанию Pro-Ject, стремятся делать их достаточно массивными, но ровно настолько, чтобы масса диска сочеталась с массой шасси, на который он установлен. Помимо массы диск должен быть очень точно изготовлен и идеально сбалансирован, чтобы самому не становиться источником вибраций. Для того чтобы противостоять внешним вибрациям, а также гасить паразитные колебания, возникающие в результате движения иглы по поверхности пластинки компания Pro-Ject производит опорные диски из материалов с хорошими вибро-резонансными свойствами, такими как ДВП, различные металлические сплавы, акрил.
Какие бывают шасси проигрывателей винила?
Шасси проигрывателя представляет собой неподвижную основу, на которой монтируются все его узлы. Задача шасси -  обеспечить стабильное вращение пластинки за счет изоляции опорного диска от внешних вибраций, изолировать тонарм от внешних и внутренних вибраций. От того, насколько правильно выбрано сочетание материалов и инженерных решений, зависит и конечный результат - звуковая нейтральность конструкции. Идеальной конструкции шасси до сих пор не существует, но многие технические решения хорошо зарекомендовали себя. Для борьбы с вибрациями шасси проигрывателя изготавливают из материалов, обладающих хорошими антирезонансными свойствами. То есть такими, механические колебания в которых быстро затухают и не оказывают серьезного влияния на движение иглы. Например, компания Pro-Ject одним из таких материалов выбрала акустически инертную ДВП (MDF). Очень важно знать, что никакие пластиковые шасси (особенно пустотелые), требованию виброизоляции не отвечают.
Из чего состоит проигрыватель винила?
Основными элементами, из которых состоит любой проигрыватель виниловых пластинок (или LP-проигрыватель) являются неподвижное шасси или основание, опорный диск, на котором располагается пластинка, двигатель, приводящий диск в движение, и тонарм с установленной на нем головкой звукоснимателя (картридж).
В чем преимущество музыки, записанной на виниле, перед «цифрой»?
Основное преимущество звука, воспроизводимого с виниловой пластинки, состоит в том, что он имеет аналоговую форму, то есть обеспечивает непрерывный электрический сигнал. Он записывается на виниловую пластинку механическим способом на специальном станке и представляет собой канавку, размеры которой меняются по ширине и глубине в соответствии с изыманиями звукового сигнала. Винил дает определенную насыщенность и дополнительные гармоники, которых нет в цифре. У звука есть плотность, он получается более материальным. Также, не редко для тиража на виниле создается отдельная мастер-запись на студии звукозаписи с уникальным сведением и мастерингом специально для винила, подчеркивая все преимущества данного носителя еще ярче.