Стандарт Decca для записи пластинок

В процессе изготовления пластинок звуковой сигнал подвергается специальной обработке – коррекции. Чтобы запись диска прошла успешно, нужно снизить уровень сигнала на низких частотах и увеличить на высоких. Параметры коррекции называют ее характеристикой. Она определяет, на сколько будет снижен и повышен уровень исходного сигнала и на каких частотах. На воспроизводящем устройстве сигнал с винила нужно подвергнуть точно такой же по параметрам, но обратной коррекции. В результате музыка будет звучать именно так, как задумывали музыканты.

Сегодня для записи пластинок и их последующего воспроизведения используют RIAA-коррекцию. Она имеет стандартную характеристику и принята всеми изготовителями винила в мире. Поэтому любой современный фонокорректор будет правильно воспроизводить любую пластинку, где бы она ни была выпущена. Однако так было не всегда.

1.jpg

Немного истории

До середины 1950-х годов при записи своих пластинок звукозаписывающие компании использовали разные параметры частотной коррекции сигнала. По этой причине на фонокорректорах тех времен нужно было предусмотреть соответствующие регулировки характеристики коррекции. Только так можно было обеспечить возможность качественного воспроизведения музыки с пластинок разных изготовителей. Одним из примеров таких универсальных корректоров является McIntosh C8 Audio Compensator. Но такие фоники (встроенные и внешние) получались дорогими и сложными в использовании.

2.jpg

Эта ситуация тормозила развитие индустрии. И в 1954 году Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA) решила навести здесь порядок. RIAA убедила различные американские лейблы принять в качестве единой характеристику коррекции, разработанную компанией RCA New Orthophonic. Она и стала называться RIAA-коррекцией. Звукозаписывающие компании в США, а затем и в Европе постепенно перешли на ее использование. С тех пор именно RIAA-коррекция используется при записи винила во всем мире. Этот процесс совпал и с переходом индустрии на стереозаписи.

А что Decca?

Характеристика коррекции Decca отличалась от RIAA. Decca-коррекция предусматривает дополнительный подъем характеристики на высоких частотах во время нарезки диска. А это между прочим на 3 дБ на частоте 10 кГц больше, чем у RIAA. При воспроизведении таких пластинок сигнал на этой частоте подвергается дополнительному ослаблению на те же 3 дБ. Американский журнал High Fidelity еще в своей статье писал, что «в основном это кривая RIAA, но с другой характеристикой на высоких частотах при записи. Поэтому вам нужно использовать регулировку тембра при прослушивании таких пластинок через фонокорректор c RIAA-коррекцией».

3.jpg

Например, пластинки с записями Венского филармонического оркестра начала и середины 50-х годов были записаны именно с Decca-коррекцией. Некоторые другие записи классической музыки, выпущенные в мире до начала 60-х годов, имеют такую характеристику. Затем во всем мире частотная коррекция RIAA была принята в качестве обязательной для использования при записи винила. И с тех пор пластинки с лейблом Decca также пишутся с RIAA-коррекцией.

Однако и некоторые современные фонокорректоры выпускают с функцией включения Decca-коррекции (разумеется, при наличии и RIAA). Такие аппараты рассчитаны на серьезных меломанов с коллекцией винтажных моно-пластинок 50-х годов. Например, фонокорректор Pro-Ject Phono Box RS2 класса High End имеет возможность включения режима коррекции Decca.

2.jpg
Фонокорректор Pro-Ject Phono Box RS2 c функцией Decca-коррекцией

Эта функция может пригодиться не только владельцам винтажных коллекций. Если у вас есть раздражающе ярко звучащая пластинка, независимо от того, кем и когда она была выпущена, приглушение верхней октавы нажатием кнопки Decca-коррекции может сделать ее звук менее резким. Это можно рассматривать как регулировку тембра в области высоких частот, которой, как правило, уже нет на современных Hi-Fi усилителях.


Поделиться: